Краны, грузоподъемные машины, в зависимости от назначения, конструктивного исполнения, характера и условий работы, рассчитаны на определенный срок службы (5—30 лет), в течение которого они должны быть достаточно надежны и безопасны в эксплуатации.
Сроки службы грузоподъемных машин регламентированы государственными стандартами, техническими условиями и другими нормативными документами.
Например, сроки службы до списания стреловых самоходных кранов согласно ГОСТ 22827—85 не должны превышать:
Согласно ГОСТ Г3556-85 сроки службы башенных кранов установлены следующие:
Сроки службы мостовых и козловых кранов, установленных в помещении, зависят от режима работы и конструктивного исполнения и выбираются по ГОСТ 27584-88. Например, для кранов с грузовой тележкой, имеющих группу режима 1К, 2К — 30 лет, 4К, 5К — 25 лет, 6К, 7К — 20 лет. Для кранов, устанавливаемых на открытом воздухе, срок службы уменьшается на 25%.
Срок службы тракторных кранов не должен превышать 10 лет согласно Нормам амортизационных отчислений по основным фондам народного хозяйства.
Срок службы 25 лет составляет для железнодорожных и портальных кранов по “Нормативным срокам службы подъемно-транспортных машин и оборудования”.
Срок службы грузоподъемной машины указывают в ее паспорте и инструкции по эксплуатации. По истечении срока службы кран не должен допускаться к эксплуатации и подлежит списанию. Однако десятки тысяч грузоподъемных кранов продолжают работать на предприятиях и стройках народного хозяйства после истечения нормативного срока службы.
Это объясняют следующим:
На предприятиях, где хорошо организован надзор за содержанием и безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, своевременно и качественно проводят техническое обслуживание, профилактические ремонты и технические освидетельствования, грузоподъемные машины находятся в исправном состоянии и могут еще определенное время работать надежно и безопасно, даже после истечения нормативного срока службы.
Для определения технического состояния, степени надежности и пригодности к эксплуатации грузоподъемных машин, отработавших нормативный срок службы (находящихся длительное время в эксплуатации), или для принятия решения о необходимости их ремонта, реконструкции, списания проводят специальные обследования.
В процессе специального обследования определяется предельное состояние крана.
В настоящее время существуют несколько нормативных документов по обследованию грузоподъемных машин, в том числе: методические указания по проведению обследования монтажных кранов с истекшим сроком службы с целью определения возможности их дальнейшей эксплуатации.
Методические указания по проведению обследования кранов с истекшим сроком службы, РД 10-112-2-09 СКТБ башенного краностроения;
Методические указания по проведению обследования металлоконструкций кранов с целью определения возможности их дальнейшей эксплуатации, ВНИИПТ-маш и др.
Обследование кранов проводится комиссией, назначаемой приказом по предприятию (организации) — владельца кранов. Председателем комиссии назначается главный инженер предприятия или его заместитель. В состав комиссии включаются: главный механик предприятия или его заместитель;
Для предприятий, эксплуатирующих значительное количество кранов (свыше 50), создаются постоянно действующие комиссии из работников специализированных служб по эксплуатации и ремонту.
Услуги обследования кранов проводят специализированные организации, имеющие разрешение органов госгортехнадзора и прошедшие аттестацию в его инженерно-консультационных центрах, а также специализированных подразделениях ВНИИПТмаш.
Под предельным состоянием крана или узла понимают такое состояние, обусловленное требованиями безопасности или снижением работоспособности, при котором целесообразна или технически возможна их дальнейшая эксплуатация. Наступление предельного состояния соответствует отказу крана или его узла.
Необходимо учитывать, что условия наступления того или иного предельного состояния зависят от характера действия нагрузок, доступности элементов крана для систематического осмотра и т. п.